Константин Федорович Юон (Konstantin Fyodorovich Yuon; родился 24 октября 1875-го — умер 11 апреля 1958-го) — выдающийся российский, а также советский художник конца XIX-XX вв. В своем творчестве Константин Юон часто обращался к деревенским мотивам и древнерусской архитектуре, писал пейзажи, пронизанные удивительным прозрачным светом. Картины живописца выполнены в реалистическом стиле, которому он не изменял, хотя и жил в эпоху авангарда. Творческая биография мастера сложилась на редкость удачно: ему посчастливилось отыскать верную дорогу и не утратить оптимизма в суровую эпоху перемен.
Биография Константина Юона
Константин Юон родился 24 октября 1875 г. в Москве. Необычной фамилией он обязан отцу, швейцарцу по происхождению. Интеллигентная семья отличалась радушием и с удовольствием принимала у себя многочисленную родню. Однажды кто-то из гостей дома показал маленькому Косте, как надо смешивать краски, и мальчик «заболел» рисованием. Вопрос о будущей профессии был решен однозначно. В 1892 году юношу приняли в МУЖВЗ, на курс к Николаю Алексеевичу Касаткину. Константин Юон учился у таких признанных мастеров, как Константин Аполлонович Савицкий и Абрам Ефимович Архипов. Он всегда отличался завидным усердием, много трудился, принимал участие в выставках. На одной из них Илья Ефимович Репин увидел работу молодого художника и произнес: «Весело!». Константин Федорович всю жизнь этим очень гордился. По окончании курса молодой человек остался в училище еще на 2 года, чтобы поработать в мастерской у Валентина Александровича Серова. В 1890-х он много путешествовал по Европе, но экзотические красоты оставили живописца равнодушным. Ничто не могло поколебать его приверженности неяркому среднерусскому пейзажу. Правда, картины из серии «Ноктюрны» и знаменитый «Голубой куст» стали своеобразной «данью» модным течениям в искусстве. Но, отдав ее, Константин Федорович немедленно возвратился к излюбленным панорамным пейзажам и пресловутым березкам. Впрочем, впоследствии он иногда все же прибегал к символизму. Конец XIX века ознаменовался триумфом — работы мастера были приобретены Третьяковской галереей. Живописец разрывался между «Миром искусства» и Союзом русских художников, так ни к кому окончательно и не примкнув. Устав от столичного круговорота, он уехал в турне по России. В подмосковном селе Лигачево Константин Федорович Юон встретил свою будущую супругу — простую девушку Клавдию Никитину. Он влюбился в крестьянку с первого взгляда. Узнав о готовящемся мезальянсе, отец художника был возмущен. Но милый, добрый нрав невестки смягчил его сердце. Пара прожила в любви и согласии почти 6 десятков лет, и лишь смерть 17-летнего сына Бориса омрачила их союз. В 1900-м художник открыл собственную студию, где преподавал вплоть до Октябрьской революции 1917 года вместе с Иваном Осиповичем Дудиным. Среди его учеников — целая плеяда известных личностей: Александр Васильевич Куприн, Василий Алексеевич Ватагин, братья Веснины, архитектор Николай Джемсович Колли, скульптор Вера Игнатьевна Мухина, историк балета Юрий Алексеевич Бахрушин и другие. В 1907 году Константин Юон отправился в Париж, где работал декоратором в театре. Сергей Павлович Дягилев поручил ему оформление постановки оперы «Борис Годунов» с участием Федора Ивановича Шаляпина. После Октябрьской революции художник остался на родине. Его мнение о свершившемся перевороте и его последствиях весьма спорно: картина «Новая планета», которую критики сочли «образом нового мира», была отнюдь не жизнеутверждающей и рождала в зрителе ощущение катастрофы космического масштаба. Зато люди у живописца получались живыми, настоящими. Он не перестал писать церкви: легендарные «Купола и ласточки» созданы в период безжалостной войны с религией. Репрессии и нужда благополучно миновали счастливчика. В 1925 году он вступил в Ассоциацию художников революционной России. В 1948-1950 годах Константин Федорович Юон работал директором НИИ изобразительных искусств РАХ, находя время для занятий театральными декорациями и графикой. Добившийся признания в ранней молодости, обласканный советской властью, Константин Юон прожил долгую и счастливую жизнь. Он до последних дней вносил свой вклад в культурную жизнь страны, много писал и преподавал сразу в нескольких учебных заведениях. Скончался живописец в 11 апреля 1958 года, его могила находится на 4-м участке Новодевичьего кладбища.Самые известные картины Константина Юона
Для работ Константина Федоровича Юона характерен тонкий лиризм. Нарядная русская зима с ее хрустальным воздухом, городские пейзажи, сияющие купола храмов и памятники древнего зодчества завораживают зрителя. Среди лучших картин Константина Юона:- «Голубой куст» (1908) — привлекает своими сюрреалистическими цветами, свойственными картинам импрессионистов.
- «Мартовское солнце» (1915) — изображение искрится ярким солнечным светом.
- «Новая планета» (1921) — монументальное произведение в духе станковой живописи, символизирующее перемену эпох.
- «Купола и ласточки» (1921) — бескрайнее небо занимает большую часть холста. Картина исполнена ликующей радости бытия.
- «Люди» (1923) — герои картины — узники печально известного Соловецкого лагеря.
На сайте галереи «АРТтека» любой желающий может приобрести уникальные шедевры антиквариата. Сайт также предоставляет всем посетителям возможность недорого купить картины, иконы, скульптуры разных авторов. Наша галерея может помочь Вам оценить антиквариат, может дорого купить, недорого продать или взять на реализацию антиквариат, фарфор, книги, часы, самовары, антикварную живопись.
Информация и изображения взяты из открытых источников.