Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов

Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов (1870–1905) — русский живописец, символист, один из лучших представителей Волжской художественной школы. Родился в Саратове в семье бывших крепостных крестьян. Мальчик просто обожал своего деда Бориса Мусатова и впоследствии присовокупил к своей фамилии еще одну, образованную от его имени. С шести лет маленький Витя занимался рисованием. Первыми его шагами на профессиональном поприще художника были занятия у художника и педагога В. В. Коновалова, а также в Саратовском обществе любителей искусства. Но и после будущий художник не перестает оттачивать талант и в 1890-х годах много занимается у знаменитых живописцев. Его учеба проходила в стенах МУЖВЗ и Императорской Академии художеств, кроме того юноше удалось попасть в Париж и устроиться на занятия в частную мастерскую «Ателье Кормана». К слову, там же в свое время учился и Н. К. Рерих.

Работы Борисова-Мусатова в то время часто можно было видеть на самых разных выставках: в составе экспозиций Общества любителей искусств, Московского товарищества художников, а также общества «Мир искусства». Персональные выставки мастера возымели большой успех в Гамбурге и Берлине. Конечно, если художник вращался в кругах вышеупомянутых сообществ, он был знаком со всеми современными и модными в то время направлениями живописи. Больше всего ему импонировали именно символизм и импрессионизм. Излюбленными его мотивами были сюжеты, изображающие девушек в нарядных платьях старинного стиля на фоне богатых поместий — «дворянских гнезд». Из-за проблем со здоровьем, вызванных детской травмой, а затем и несколькими связанными с ней операциями, Виктор Эльпидифорович умер очень рано — в возрасте 35 лет.

Стиль Борисова-Мусатова — это не импрессионизм или символизм в чистом виде, а что-то на границе того и другого. Импрессионизмом мастер занимался с ранней поры своего творчества, однако ему не хватало в этом направлении поэтичности и одухотворенности. Думается, именно тоской по этой ушедшей поэтичности, но уже не в искусствоведческом, а в общеисторическом смысле проникнуты его полотна начала XX века. Это время связано для художника с уходом чего-то светлого и невесомого, чего-то, к чему он снова и снова возвращался в своих почти пасторальных полотнах, изображающих мирную жизнь старых поместий. Для своих картин упомянутую одухотворенность он отыскал в символизме, охватившем в то время многие сферы искусства, а отнюдь не только живопись. Раннее творчество Виктора Эльпидифоровича представлено в основном пейзажами. К изображению людей на лоне природы он переходит уже в более зрелые годы — в начале 1890-х.

Здесь он так же применял созданный ранее для своих пейзажей стиль на стыке импрессионистического пленэризма — отсюда своеобразное исполнение света и тени — и декоративизма, несколько идеализирующего общий сюжет полотна. Критики того времени называли такие полотна элегиями. Они могли служить прекрасными иллюстрациями к некоторым произведениям А. П. Чехова, И. С. Тургенева и других мастеров слова XIX века.

Фото работ
Напишите нам!
Купим антиквариат дорого

Вы можете обратиться к нам любым удобным для Вас способом.

119034, Москва ул. Пречистенка, д. 30/2