119034, Москва ул. Пречистенка, д. 30/2
Пн - Вс, с 12:00 до 20:00
Русский антиквариат, букинистика, лучшие произведения искусства для коллекционирования, подарков и интерьера

Удальцова Надежда Андреевна

Хотите продать или купить картину этого художника?

Звоните по телефонам: +7 (916) 195-85-46 , +7 (985) 410-25-01

Удальцова Надежда Андреевна (урожденная Прудовская) (1886–1961) —русская и советская художница-авангардистка, график. Творила в направлениях кубофутуризма и супрематизма. Также известна своими работами в области сценографии. Родилась в Орле в семье офицера жандармерии. Мать любила искусство и прививала эту любовь дочери. В 1905 году она с отличием окончила женскую гимназию В. П. Гельбиг в Москве. Потом она поступила в частную школу К. Ф. Юона — блестящего педагога и теоретика искусства. Здесь она занималась у И. О. Дудина и Н. П. Ульянова. Однако уроки не оказали влияния на творческое становление Надежды Андреевны, так как учебная программа не отвечала ее внутренним потребностям. Зато примерно в этот период Удальцова знакомится с коллекцией современного искусства С. И. Щукина, которая вызывает у нее достаточно сильный эмоциональный отклик. Выбор палитры, сама манера писать и экспрессия К. Моне, П. Гогена, П. Сезанна, Э. Дега и других французских живописцев оставили неизгладимый след в ее памяти и, конечно, оказали свое влияние на формирование ее стиля. 

В 1909 году Удальцова, уже будучи замужем, начала заниматься в мастерской К. Киша, которого в свое время обучал венгерский художник Ш. Холлоши. Два года спустя молодая художница стала посещать коллективную свободную мастерскую М. Ф. Ларионова «Башня». Здесь она познакомилась с яркими представителями русского авангарда, среди которых были В. Е. Татлин, М. Ф. Ларионов, Н. С. Гончарова и другие. С 1912 по 1913 год совершенствовала свой талант в парижской мастерской «Ла Палетт», где ее наставниками были Ж. Метценже, А. Ле Фоконье. После возвращения в Россию некоторое время работала в стенах мастерской Татлина. 

В 1914 году художница принимает участие в выставке, организованной «Бубновым валетом». Позже ее работы можно было видеть и на других выставках авангардистов. В 1916–1917 годах входила в общество «Супремус», которое создал сам К. С. Малевич. Тот период ее творчества отмечен по большей части созданием беспредметных полотен. Однако же в них большое внимание уделялось цвету и исследованию его возможностей. В 1920-х годах Удальцова участвует в I выставке русского искусства в Берлине. С середины 1920-х в творчестве художницы начинается натурный период. Она создает натюрморты, пейзажи Казахстана, Армении и Алтая. Разумеется, эти работы писались с натуры, и Надежда Андреевна в тот период много путешествовала. В последующие годы Удальцову ждало немало трудностей. Ее с мужем — А. Д. Древиным — обвиняли в формализме, Древина также признали виновным в контрреволюционной деятельности и приговорили к расстрелу. Сама Надежда Андреевна, еще не зная о гибели мужа, стала женой врага народа. Однако она стойко перенесла все сложности и уже в последние годы получила хотя бы часть заслуженного признания.

Удальцова была выдающейся художницей отечественного авангарда. На ее творчество повлияли сразу несколько направлений. Основными среди них являются Мюнхенская школа и современное французское искусство XX века. Кроме того, в ее полотнах можно увидеть «следы» конструктивизма Татлина и супрематизма Малевича. Художница уделяла большое внимание выбору цвета и построению композиции. Прекрасной частью творческого наследия Удальцовой стали и ее пейзажи. Однако Надежда Андреевна, как и круг ее ближайших знакомых из художественной среды, не стремилась уподобить изображаемое реальности. Предмет изображения для нее и ее единомышленников вроде Р. Р. Фалька был лишь поводом взяться за кисть, но не более того. Основной целью была передача образа в моменте, впечатления от него. 

Напишите нам!
Купим антиквариат дорого

Вы можете обратиться к нам любым удобным для Вас способом.

119034, Москва ул. Пречистенка, д. 30/2