Суриков Василий Иванович (1848–1916) — русский живописец, мастер исторического жанра. Родился в Красноярске в казачьей семье. Отец его был губернским регистратором. Сначала мальчик был отдан в местное приходское училище, а затем в уездное, где у него появился первый учитель рисования — Н. В. Гребневым. В стенах последнего преподавал Н. В. Гребнев. Он разглядел в мальчике талант и дал будущему художнику самые первые в жизни уроки рисования, которые продолжались до 1866 года. В 1869 году Суриков перебирается в Петербург, где посещает рисовальную школу ОПХ. В этом же году он поступает в ИАХ, где сначала занимается на правах вольноприходящего ученика, а затем — «полноправного» студента класса исторической живописи. Его обучением занимаются такие мастера, как П. М. Шамшин, Б. П. Виллевальде, Ф. А. Бруни, К. Б. Вениг и другие. За выполненные во время ученичества работы он получает ряд медалей, а также удостаивался денежных премий. В 1875 в ИАХ высоко оценили работу «Апостол Павел объясняет догматы веры…», и Суриков стал классным художником I степени.
С 1877 года художник поселился в Москве. Здесь он создал четыре фрески для Храма Христа Спасителя. Это была последняя его заказная работа. За эту работу он получил орден Святой Анны III степени и золотую медаль. Хоть художник и не получил права на пенсионерскую поездку за границу, он путешествовал туда самостоятельно. Бывал в Германии, Италии, Австрии, Швейцарии, Франции. В последней занимался в школе Ф. Коларосси, а также в студии д’Англады. Несколько раз путешествовал в Сибирь. В 1889 году после смерти жены вернулся в родной Красноярск, где проживал около года. Здесь он создал картину «Взятие снежного городка», в 1900 году представленную на парижской Всемирной выставке. Путешествовал по другим городам России, вдохновлявшим его на новые работы. В 1895 году получил звание академика ИАХ. Открыл школу рисования в Красноярске в 1910 году. Тяги к преподаванию сам не испытывал, но с охотой помогал молодым живописцам советами.
Имя Сурикова является одним из самых важных в истории русской живописи XIX века. Он подарил историческому жанру буквально второе рождение. Он выступал против каких бы то ни было академических условностей. В его картинах тщательно прописывались детали быта, архитектуры, одежды героев. Автор стремился к максимальному соответствию самому духу изображаемого времени, его атмосфере. Его картины нередко появлялись в советских и российских учебниках истории и литературы. В лицах героев работ Василия Ивановича можно увидеть ярчайшие типажи, собранные им во время путешествий. Также он мастерски работал с цветом, наделяя некоторые оттенки символическим значением.
Вы можете обратиться к нам любым удобным для Вас способом.