Шиллинговский Павел Александрович (1881–1942) — один из самых заметных советских мастеров-графиков, живописец, педагог. Родился в городе Кишинев. В семье, где отец сам был художником-декоратором, талант мальчика распознать сумели быстро. Сначала юноша поступил в Одесское художественное училище, где занимался под руководством К. К. Костанди. В 1901 году поступил в училище при ИАХ. Там его учителями стали сначала Д. Н. Кардовский, а позже В. В. Матэ. В 1914 году он оканчивает курс, получив за офорты «Бегство в Египет» и «Лот» звание художника.
Собственно, именно офорт и стал тогда одной из любимых техник Шиллинговского. В тот период он также активно создавал литографии, гравюры на дереве, линолеуме. По ранним его работам уже можно было судить о неоклассической направленности творчества мастера. Его композиции отличались четкостью и ясностью. При этом Павел Александрович как бы стилизовал их под манеру граверов прошлого. В качестве иллюстрации к этому тезису можно привести пример цикла «Петербург. Руины и возрождение». Город, переживший революционные события, здесь изображается в смешении классицистского и барочного стилей.
В 1920-е Павел Александрович продолжал работать по большей части в техниках литографии и ксилографии. В 1925 году он отправился в Армению. Во время путешествия по этой солнечной и гостеприимной стране он рисует в карандашной технике. К сожалению, до нас дошли не все созданные в тот период работы. Стоит сказать, что впечатления от той поездки остались с Шиллинговским надолго и к теме Армении он еще не раз возвращался в своем творчестве. В 1926 –1927 годах он создает альбом литографий «Старый Ереван», а в 1928 — «Новая Армения». Последний показывает нам жизнь армян в 1920-х годах и интересен не только как памятник искусства, но и как своеобразный исторический документ. На рубеже второго и третьего десятилетий XX века талант Павла Александровича находит применение и в иллюстрации книг издательства Academia, а также гомеровскую «Одиссею». В последние месяцы жизни, находясь в блокадном Ленинграде он создал цикл «Осажденный город».
Шиллинговский вошел в историю как видный представитель неоклассицизма. Именно из этого направления были взяты и основные темы его работ — дома, городские улицы и руины памятников. Любопытно, что в некоторых работах можно проследить влияние «Мира искусства». Гравер не состоял в упомянутом объединении, но участвовал в ряде его выставок и наверняка близко общался с некоторыми членами группы. Активно занимался преподавательской деятельностью. Благодаря ему русскому (и не только) искусству известны многие талантливые графики.
Вы можете обратиться к нам любым удобным для Вас способом.