Брюллов Карл Павлович

Карл Павлович Брюллов (1799–1852) — русский живописец, манументалист, акварелист, видный представитель классицизма и романтизма в живописи. Наиболее известен своими жанровыми и историческими полотнами. Родился в семье известного скульптора и живописца из Франции Пауля Брюлло. Так как этот род подарил России множество талантливых людей, логично, что к искусству Карл Павлович стал близок еще в раннем детстве. К несчастью ребенок не был награжден хорошим здоровьем и достаточно много болел. До семилетнего возраста он почти не вставал с кровати, однако отец заставлял его заниматься рисованием наравне с остальными братьями. Глава семьи хотел, чтобы его дети не прерывали славной традиции и тоже пошли по пути искусства.

В юношестве Карл вместе с братом Александром поступил в Императорскую Академию художеств, где в то время преподавал их отец. Последний был довольно строгим родителем, поэтому нет оснований думать, будто его чадам полагались какие-то послабления. Но даже без них Карл и Александр учились просто отлично. Особенно преподаватели поражались таланту Карла, так как его брат все же избрал архитектурную стезю и занимался в соответствующем классе. В 1821 году Брюллов оканчивает Академию и вступает в ряды Общества поощрения художников. Благодаря финансовой поддержке этого общества он вскоре едет в Италию вместе с братом.

На самом деле одной лишь Италией дело не ограничилось — Брюлловы посетили множество городов Европы, но Италия Карлу нравилась особенно, да и Александр с его страстью к древней архитектуре был от нее без ума. Но Карл все же провел здесь больше времени и связывает его с этой страной большее. Именно здесь он обрел первую и настоящую славу живописца. В 1829 году контракт с Обществом поощрения художников был разорван, Александр вернулся в Россию, а Карл получил крупный заказ от А. Н. Демидова — картину «Последний день Помпеи». К слову, довольно актуальная в то время тема, ибо в 1828 году после полутора тысяч лет сна Везувий проснулся и выбросил в воздух столб пепла. По склонам же потекли зловещие потоки лавы, а стекла в домах Неаполя содрогнулись от страшного гула. Говорят, что это извержение Брюллов видел своими глазами. Возможно, уже тогда он получил «заряд вдохновения» для будущего полотна и начинал уже обдумывать замысел и композицию, когда на его пороге возник Демидов. Он увидел в комнате художника рисунки, изображавшие проснувшийся вулкан и спасающихся в панике людей у его склона. До этого момента Демидов не знал, какой сюжет должно иметь эпическое полотно, которое он закажет, но теперь выбор был сделан четко. Полотно это Брюллов писал шесть лет, и оно, возможно, стало самым знаменитым его творением. Тогда же картина «Последний день Помпеи» бесспорно стала его триумфом. Будучи выставленной в Академии художеств, она обеспечила художнику триумфальное возвращение в Россию под звуки оваций.

С того времени он творил исключительно на родине. В 1870 году за картину «После работы» получил поощрительную медаль Императорской Академии художеств. С 1872 по 1914 год его работы выставлялись в составе экспозиций «Передвижников». Спустя два года после первой выставки, то есть в 1874 году он стал полноправным членом общества, а еще позже избран в его казначеи. В 1904 году стал членом Совета Академии художеств.

В большинстве картин Карла Брюллова господствуют классицизм в стиле изображения и романтизм в сюжетах и, возможно, выражениях лиц, глаз…особенно глаз. В итальянский период картины словно дышат атмосферой этой страны — радостью, буйством красок, солнечным светом. Знаменитые «Итальянский полдень», «Вирсавия», «Портрет сестер шишмаревых» — отличные тому примеры. Возможно, одним из немногих произведений живописца, которые выбиваются из общей канвы можно считать автопортрет, написанный уже в последние годы жизни. В нем уже нет ни четкого фона, ни детальной прорисовки деталей. Здесь только лицо притягивает взгляд. Это лицо больного, исстрадавшегося человека. Ведь публичный успех художника был довольно плохонькой ширмой, неспособной отгородить от его души неудачи и разочарования в личной жизни. Сначала разлука с итальянской возлюбленной графиней Самойловой (изображена на картине «Портрет Юлии Самойловой с воспитанницей»), затем развод с Эмилией Тимм по довольно скандальным и по нынешним меркам причинам. Сплетни и слухи, порожденные им, преследовали живописца до конца жизни и основательно подточили и без того слабое его здоровье. Именно таким «подточенным» человеком он предстает перед нами на одном из лучших автопортретов в истории русской живописи.

Фото работ
Напишите нам!
Купим антиквариат дорого

Вы можете обратиться к нам любым удобным для Вас способом.

119034, Москва ул. Пречистенка, д. 30/2