Николай Петрович Богданов-Бельский (1868–1945) — русский живописец, член Академии художеств, участник сообщества Передвижников, глава петербургского Общества имени А. И. Куинджи.
Будущий художник появился на свет в деревне Шитики, что в Бельском уезде Смоленской губернии (сейчас — Оленинский район Тверской области). Позже свою вторую фамилию он изберет именно по названию родных мест. При рождении же крестьянский священник дал ему фамилию Богданов, то есть «данный Богом», ибо об отце мальчика ничего известно не было. Мать его была батрачкой и особых средств на обучение сына не имела. Мальчик отправился в обычную церковно-приходскую школу, а затем в школу С. А. Рачинского.
Известный просветитель заметил в нем искру таланта и после окончания школы в 1882 году отдал его в мастерскую иконописи в Троице-Сергиевой лавре. В 1884 году мальчик юный Богданов поступает в небезызвестное Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Там его дар обтачивался такими наставниками, как В. Е. Маковский, И. М. Прянишников, В. Д. Поленов. Картина «Будущий инок», написанная в 1889 году принесла ему большую серебряную медаль и звание классного художника. Впоследствии полотно было выкуплено самой императрицей Марией Федоровной. Внимание главы государства не могло не сыграть роль в становлении славы живописца. Однако он понимал, что всегда есть к чему стремиться и в 1894 году поступил в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств. Там он учится у И. Е. Репина. После окончания учебы художник поехал в Европу. Он пишет картины в Мюнхене, Париже, Италии. Во французской столице, к слову, ему довелось учится в студиях скульптора и живописца Ф. Коларосси и художника Ф. Кормона.
Богданов-Бельский являлся участником нескольких известных художественных сообществ, в числе которых Товарищество передвижников и Общество имени А. И. Куинджи. В последнем случае Николай Петрович выступил в качестве одного из основателей. Знакомство с Репиным также сыграло роль в биографии художника и после отбытия из стен академии. Илья Ефимович поддерживал многие выставки в Европе, инициатором которых был Богданов-Бельский. Там можно было видеть полотна И. Я. Бибилина, К. А. Коровина, Ф.А. Малявина и других мастеров.
Революция 1917 года не стала для Николая Петровича радостным событием. Ее идей он не разделял, хоть и вышел из крестьянства. Его работы не принимаются новой властью и на выставки не попадают. В 1921 году художник уезжает в Прибалтику. Почти весь остаток жизни живописец провел в Латвии. Здесь он активно участвовал в местных выставках, вращался в творческих кругах русских иммигрантов.
Почти весь свой талант художник посвятил жанровой живописи. Он писал сюжеты из жизни людей и портреты. Над последними он в основном работал ради денег. О его таланте как портретиста знали очень многие, а на практике оценили даже монаршие особы — его кисти принадлежат работы с изображением Николая II и Марии Федоровны, князя Н. Ф. Юсупова, Ф. И. Шаляпина. Однако больше всего художник любил писать жанровые работы, героями которых были дети. Известно, что ребятня из родной деревни была готова часами позировать мастеру, и это при всей детской неуемной подвижности! Посмотрите на полотна «Виртуоз» и «Дети у пианино». Персонажи этих картин выписаны так мастерски, с такой любовью, что кажется, будто вот сейчас мы услышим музыку и шепот юных зрителей. В картинах из жизни простого народа талант Николая Петровича проявился в полной мере. Возможно, потому что он сам вышел из крестьянства и всегда помнил свои корни.
Вы можете обратиться к нам любым удобным для Вас способом.