Бенуа Александр Николаевич

Александр Николаевич Бенуа (1870–1960) — русский живописец, художественный критик, историк искусства, основатель художественного объединения «Мир искусства». Родился в 1870 году в семье известного русского архитектора Николая Бенуа. Был младшим братом акварелиста Альберта Бенуа. Учился в частной гимназии К. Мая. Именно в ее стенах художник свел знакомство с будущими товарищами по объединению «Мир искусства». Посещал лекции в Академии художеств в качестве вольного слушателя. Его работы впервые можно было увидеть на выставке 1893 года. Настоящая известность к художнику пришла 1897 году, когда публика увидела и оценила его акварельную серию «Последние прогулки Людовика XIV». Не менее известны его иллюстрации к «Пиковой даме», а также «Медному всаднику» А. С. Пушкина, созданные несколько позже. Как и старшему брату, Александру Николаевичу нравилось искусство иллюстрации. А братья Бенуа возвели это «ремесло» в ранг высокого искусства. Около года он трудился над своей «Азбукой в картинках», вышедшей в 1904 году. Это была одна из немногих крупных работ художественного толка для детей, если не единственная.

После революции 1917 года Александр Бенуа многое сделал для организаций, занимающихся охраной памятников старины и предметов искусства. В 1919 он становится главой картинной галереи Эрмитажа, издает ее новый каталог. В это время он также продолжает работать над книжными иллюстрациями, театральными декорациями. В театральных кругах он был известен еще и как режиссер. Крупнейшей же графической работой, созданной в революционные годы, стал альбом «Версаль», отпечатанный методом цинкографии. В середине 20-х Бенуа уезжает в Париж, где участвует в престижной международной выставке, работает над эскизами декораций для театра, а также выступает в роли автора-постановщика спектаклей. Довелось ему поработать и в театре Ла Скала в Милане. Примечательно, что в эмиграции он, по-видимому, скучал по России и создал серию картин с видами Санкт-Петербурга и его окрестностей. Цикл получил название «Воспоминания». Еще он продолжал трудиться в жанре иллюстрации, украшая своими произведениями книги писателей из России и Франции.

В своих картинах, в частности, пейзажного жанра художник находил своеобразный отдых от трудов на благо театра. Львиная доля его знаменитых серий составлена из полотен, нарисованных с натуры. Здесь нет особой вычурности или буйства чувств — все это не было близко Бенуа как художнику. Его картины сдержаны и «правильны» со всех точек зрения. Однако на многих полотнах можно заметить сходство с театральными декорациями, коего почти не бывает в картинах, созданных с натуры. Дело в том, что в дальнейшем мастер несколько перерабатывал почерпнутый «в поле» материал: мог перестроить композицию, добавить более выразительных цветов. Некоторые картины Бенуа младшего часто можно представить в виде театральной сцены, у которой есть свой задник, зона кулис и собственно основное пространство, где разыгрывается основной сюжет. На самом деле картины этого живописца столь же разнообразны, сколь разносторонними были его занятия. Но у каждого жанра его художественного творчества свое очарование.

Фото работ
Напишите нам!
Купим антиквариат дорого

Вы можете обратиться к нам любым удобным для Вас способом.

119034, Москва ул. Пречистенка, д. 30/2