Петр Иванович Беленок (1938–1991) — советский художник и скульптор. Родился в деревне Корогод, что под Чернобылем в Киевской области. Обучался скульптурному мастерству в стенах Киевского государственного художественного института. После окончания учебы работал скульптором в городе Ровно. Стоит сказать, что на этом поприще его дела шли весьма успешно: он получал много заказов, клиенты оставались довольны. В основном он создавал памятники, изображавшие вождей и героев Страны Советов. Его работы печатались на различных иллюстрациях и открытках. Однако Беленок решает оставить скульптуру и перейти в область изобразительного искусства.
Переезд его в Москву в 1967 году стал судьбоносным для художника. Просторная мастерская, где у него уже был штат в 30 с лишним человек сменилась на темный подвал на улице Абельмановской, стабильная «занятость» и очередь из клиентов — на редкие заказы бюстов Ильичей и прочих подобных изделий несколько раз в год. Однако именно такая атмосфера дала энергию для рождения собственного стиля Беленока как художника. В то время он участвовал во многих столичных выставках неофициального искусства. В первый же год нахождения в столице он становится Членом Союза художников СССР, что говорит о довольно быстром признании, пусть и пока только в определенных кругах. В 1972 году состоялась его первая персональная выставка в кафе «Синяя птица». Потом были экспозиции в павильоне «Пчеловодство» и в «Доме Культуры» на ВДНХ. Через 14 лет после смерти Беленка в 2003 году состоялась его выставка в ООН в Нью-Йорке — Petr Belenok: In Black and White Spase.
Полотна Петра Ивановича можно узнать сразу. Они очень необычны и самобытны. Сам художник иронично называл свое направление «Паническим реализмом». И действительно, в большинстве работ сквозит какая-то напряженность, нервозность, тревога. Это выражается и в мрачных тонах, и в очертаниях чего-то неизвестного, но довольно зловещего на заднем плане некоторых картин. Присутствуют здесь и фигуры людей (их художник нередко вырезал из журналов). Человек на этих полотнах, как правило, служит для иллюстрации того, как малы и беспомощны мы перед вселенной, ее могуществом и властью над нами. На некоторых работах силуэты людей в прямом смысле бегут, спасаясь от некоей грозной силы поистине космических масштабов. Эта сила может быть изображена очертаниями мрачной звезды, просто темным пятном или же вообще отсутствовать «в кадре». Многие из поклонников художника усматривают в его полотнах некое провидческое откровение. Все мы помним чернобыльскую катастрофу 1986 года. Возможно, это было одно из обличий той мрачной силы, преследующей героев картин Беленка. На судьбе художника авария на АЭС тоже отразилась самым непосредственным образом — она навсегда закрыла ему путь в родной Корогод, сильно пострадавший от радиации.
Несмотря на кажущуюся тревожность и безнадежность, работы Петра Беленка обладают мощной притягательной силой. Критики от искусства видят в них не только беспомощность человека перед стихией и загадочными силами, но и непоколебимую веру в людей. Веру в то, что они выживут несмотря, ни на что.
Вы можете обратиться к нам любым удобным для Вас способом.