Баранов-Россине Владимир Давидович

Владимир Давидович Баранов-Россине (1888–1944) — русский живописец авангардного направления, изобретатель, скульптор, теоретик цветомузыки. Родился в довольно обеспеченной мещанской семье. С самого раннего детства полюбил рисование, поэтому сразу после окончания местной гимназии поступил в Одесское художественное училище, где его талант развивали такие преподаватели как Г. А. Ладыженский и К. К. Костанди. После завершения обучения в ОХУ отправился в Петербург и поступил в Академию художеств. Окончить эту «колыбель талантов» ему не удалось по банальной причине — студент Баранов крайне редко появлялся на занятиях, за что был отчислен уже через год.

Неудача с Академией, к счастью, не слишком его расстроила, ведь уже в 1907 его работы выставлялись на авангардистских выставках в разных городах и пользовались там определенным успехом. Среди выставок были «Стефанос» (1907), «Звено» (1908), «Венок-Стефанос» (1909), «Импрессионисты» (1909–1910) и другие. В этот период в творчестве художника господствуют импрессионистические настроения. Чаще всего в тогдашних работах усматривался пуантилизм и фовизм. Если в студенческие годы картины Баранова-Россине несли в себе меньшую долю авангарда (если вообще несли), то в новых полотнах явно прослеживается крен автора в сторону более абстрактных стилей.

В 1910 году художник едет в Париж — своеобразную столицу изобразительных искусств (да и любых искусств вообще) того времени. Живописцы и скульпторы со всех уголков света слетались сюда, чтобы быть в авангарде мировой культуры не только по названию своего направления, но и по факту. Любопытная деталь: знаменитая École de Paris — Парижская школа — в первой половине XX века развивалась за счет приезжих художников, решивших остаться во Французской столице. Судите сами: Марк Шагал — по рождению россиянин, Кес Ван Донген — нидерландец, Жюль Паскин — Болгарин. Список можно продолжать еще долго. Баранов поселился в колонии художников на юго-западе Парижа под названием «Улей». В то время он как раз взял себе псевдоним Россине, а потом удвоил свою фамилию. Художник выставлял свои произведения абстрактной живописи в салонах. Тогда это был преимущественно супрематизм и футуризм. Там же можно было увидеть его весьма своеобразные скульптуры. Например, «Симфония № 2», состоящая преимущественно из пружин, металлической проволоки и труб, произвела своеобразный фурор на тридцатом Салоне Независимых. Поговаривают, что критика в адрес этого «творения» была столь велика и ядовита, что раздосадованный Баранов-Россине после выставки скинул скульптуру прямо Сену. Поступок этот он совершил не в одиночку, а сопровождаемый до реки целой процессией из товарищей по группе.

Тогда же художник проявил интерес к синтезу музыки и цвета. Он свел знакомство с основоположником жанра орфизма Р. Делоне, а также знаменитым композитором А. Н. Скрябиным, высоко оценившим его «музыку красок». С началом Первой мировой художнику пришлось уехать в Норвегию. Здесь его стиль окончательно оформился. Он спроектировал оптофоническое пианино (оптофон) — особый инструмент с цветными линзами внутри. Во время игры он мог проецировать более 3600 оттенков! На этом чуде первый концерт Баранов-Россине провел в Осло (тогда — Христиании) и Стокгольме.

В 1917 году художник возвращается в Москву и преподает в Высших технических мастерских, а также служит в Наркомпросе в коллегии по делам искусств и художественной промышленности. Возглавлял мастерскую ПГСХУМ. Также работал в Петрограде — украшал город к первой годовщине революции, создавал революционные панно. Представлял свои работы на выставке Добычиной в Петрограде и на московской экспозиции картин и скульптур художников-евреев.

Страсть к идеям Орфизма не покидала художника. В начале 1920-х он создал новую версию оптофона — клавир. Каждая клавиша теперь отвечала за определенный звук и цвет. Новый аппарат мог проецировать изображение на специальный экран. Первые такие «концерты» публика увидела в театре В. Э. Мейерхольда и Большом театре в 1923 и 1924 годах соответственно. В 1925 году художник вновь едет в Париж, там он патентует свой клавир и активно его демонстрирует. Были и другие изобретения, но описывать их придется достаточно долго. Мы же наконец снова обратимся к живописи. В это время, что понятно, в произведениях мастера господствует абстракция и музыкальные ассоциации. Полихромия, материалы различных фактур, смелые авангардистские образы — то, что отличает поздние произведения художника. Можно заметить более уверенное, профессиональное владение цветом и, конечно, более выраженный авторский стиль, лишенный посторонних вкраплений.

Когда в воздухе Парижа стал появляться пороховой смрад Второй Мировой войны, Баранов-Россине отказался покинуть французскую столицу. Он был евреем и знал, как фашисты поступают с представителями его нации. Тем не менее он решил остаться. В ноябре 1943 года художника схватили и отправили в лагер Аушвиц (Освенцим). Согласно некоторым свидетельствам, там он погиб в 1944 году.

Фото работ
Напишите нам!
Купим антиквариат дорого

Вы можете обратиться к нам любым удобным для Вас способом.

119034, Москва ул. Пречистенка, д. 30/2