Антропов Алексей Петрович

Алексей Петрович Антропов (1716 –1795) — выдающийся русский художник-портретист XVIII века. Один из первых в своем направлении. Также является автором прекрасных монументальных росписей. Родился в семье бывшего гвардейца, а к моменту появления на свет сына — слесаря в Канцелярии от строений и при Оружейном дворе. Именно в стенах Канцелярии от строений Антропов учился живописи, а после стал штатным работником учреждения. В 1742 году молодой художник в числе других художников работает над оформлением церемонии коронации Елизаветы Петровны. Тогда же он пишет несколько портретов новой императрицы.

Позже Антропов занимается росписью дворцов: Петергофского, Зимнего, Летнего, Царскосельского, Аничкового. Руководил работами один из бывших наставников художника — И. Вишняков. Далее Антропов уже в звании подмастерья занимается подготовкой декораций в Оперном доме под руководством итальянских мастеров Перезинотти и Валериани.

В 1752 году художник отправляется в Киев. Там он работает над оформлением Андреевского собора. Его кисти принадлежит алтарный образ «Тайная вечеря», а также икона «Успение Богоматери». Можно сказать, что после поездки художника на Украину, его стиль обогатился особой непосредственностью и яркими красками.

В 1755 Антропов вернулся в Москву. Здесь он расписывает Головинский дворец. В 1757 году он получает аттестат живописца. Через год он возвращается в Санкт-Петербург, где снова поступает в Канцелярию от строений. Здесь он продолжает совершенствовать свое мастерство портретиста, получая уроки от венецианского мэтра Пьетро Ротари. В 1759 году уже сам основывает школу живописи. Ее студентами были, в частности, Д. Левицкий и П. Дрождин. В 1762–1763 годах Антропов был занят в оформлении торжеств, посвященных коронованию Екатеринны II.

Алексей Петрович прославился прежде всего как художник-портретист. С его полотен на нас смотрят русские императоры и императрицы, представители духовенства и дворянства. Известно, что он написал немало икон. Если рассматривать ранние работы антропова более детально, можно проследить влияние жанра парсуны — своеобразного предвестника классического русского портрета. Искусствовед безошибочно распознает его в тщательной прорисовке различных деталей костюма и аксессуаров, которые призваны подчеркнуть высокий статус изображаемой персоны. По этим мелочам мы легко можем распознать общественное положение человека, а вот о его внутреннем мире нам трудно судить: за редким исключением выражение лиц во всех случаях одинаково нейтральное. Однако со временем художник, обучаясь у мастеров из Европы, перенимает и кое-какие более прогрессивные портретные приемы. В поздних полотнах по выражению лиц и особенно глаз можно догадываться о возможном характере человека. Примером тому может служить парадный портрет Петра III. Для так строго регламентированного жанра это полотно очень реалистично. Мастерство художника росло вместе с его опытом, что естественно даже для людей с уникальным природным даром.

Фото работ
Напишите нам!
Купим антиквариат дорого

Вы можете обратиться к нам любым удобным для Вас способом.

119034, Москва ул. Пречистенка, д. 30/2