Алексеев Федор Яковлевич

Федор Яковлевич Алексеев (1753–1824) — один из самых известных русских мастеров городского пейзажа. Также один из первых живописцев, посвятивших свой талант именно этому жанру. 

Он родился в 1753 году в бедной семье. Отец его был сторожем Академии наук. Глава семьи быстро заметил талант мальчика и было решено отдать его на обучение в Императорскую Академию художеств. На момент поступления маленькому Феде было 11 лет. В стенах Академии он изучал натюрморт, орнаментальную скульптуру и пейзажную живопись. В 1773 году художник оканчивает обучение с золотой и серебряной медалями, аттестатом первой степени и правом на стажировку за пределами Родины. Последнее было даже скорее не правом, а своеобразной обязанностью: Академия упорно настаивала на том, чтобы отправить талантливого юношу в Венецию учиться мастерству театрального изобразительного искусства. Дело в том, что в России тогда не было своих театральных художников.

В Венеции Федор Яковлевич постигает тонкости труда театрального декоратора. Его наставниками были Пьетро Гаспари и Джузеппе Моретти . Особым усердием русский студент не отличался: на него не единожды приходили жалобу в родную Академию. Как бы то ни было, Алексеев со временем стал относиться к учебе более серьезно и его обучение продлили еще на год, не лишив пенсии.

Пребывание в Италии стало в своем роде судьбоносным — здесь Алексеев познакомился с жанром ведуты. В то время это была очень популярная разновидность городского пейзажа, изображающего современную жизнь. Рассматривать картины этого направления можно очень долго и находить при этом все новые детали — скрупулезность выписывания различных мелких нюансов поражает. Алексеев познакомился с творчеством самых видных итальянских мастеров этого жанра: Веронезе, Гварди, Тинторетто Пиранези. В его творчестве можно проследить определенную степень влияния этих мэтров.

По возвращении в Санкт-Петербург Алексеев работает в мастерской императорских театров, в своих мыслях мечтая стать пейзажистом. В свободное время он совершенствовался в жанре городского пейзажа. К примеру, он нередко посещал Эрмитаж, рассматривал работы Верне, Каналетто, Белотто и копировал их. Копирование это у него получалось настолько хорошо, что молодой еще художник получал заказы от самой Екатерины II. Конечно, тогда Федор Яковлевич оставил труд декоратора и полностью посвятил свою кисть живописи. Екатерина II, а за ней и Павел I ценили его талант и поддерживали его. С 1803 года Федор Яковлевич преподавал перспективную живопись в Императорской Академии художеств. «Снимал виды» не только Санкт-Петербурга, но также Москвы и Крыма.

Большую часть своей жизни мастер писал городские пейзажи Санкт-Петербурга. Они и являются, пожалуй, наиболее известными его полотнами. Северная столица на его работах выписана с фотографической точностью, как и полагается в жанре современной ему ведуты. Стоит отметить, что в картинах упомянутых Гаспари и Моретти — венецианских учителей Алексеева — есть некий флер фантастичности, которого не найти в работах их ученика. Федор Яковлевич описывал жизнь города более жизненно, но вместе с тем подробно. Однако это не лишает Санкт-Петербург на его полотнах торжественности и блеска главного города России. Его виды города, написанные в 1790-х годах, в сознании зрителя могут сложиться в цельную панораму знаменитой Дворцовой набережной. Использование акварели придает особенную нежность и прозрачность тонам, не уменьшая их насыщенности. Для создания таких оттенков Алексеев далеко не всегда прибегал к лессировке, которую позже так полюбит (и прославит) Айвазовский. Часто красочный слой на полотне мастера был одним единственным, что бесспорно доказывает уникальный дар художника.

Стоит понимать, что хоть в сознании простых людей масляная краска стоит выше акварели, последняя, возможно, даже более сложна в применении. «Водная краска» более строга, она не позволяет с такой легкостью исправлять допущенные ошибки. Здесь нельзя просто удалить неудавшиеся слои мастихином. Нужно уметь создать шедевр с первого раза, не допуская неточностей. Федор Яковлевич Алексеев обладал этим талантом. Он оставался верен пейзажному жанру, о котором так мечтал в юности, до самой своей смерти. Уже будучи старым и больным человеком, страдавший параличом мастер продолжал творить. Талант в нем шел рука об руку с мужеством.

Фото работ
Напишите нам!
Купим антиквариат дорого

Вы можете обратиться к нам любым удобным для Вас способом.

119034, Москва ул. Пречистенка, д. 30/2