Брюллов Александр Павлович

Александр Павлович Брюллов (1798–1877) — русский архитектор, заслуженный профессор 1-й степени по архитектуре. Также известен как живописец, мастер акварельной техники.

Судьба Александра Павловича — это в первую очередь судьба архитектора, а художника уже потом. Он родился в Санкт-Петербурге в семье живописца и скульптора французского происхождения Пауля Брюлло. В этом роду любовь к искусству передавалось из поколения в поколение. Не стали исключением Александр и его младший брат Карл, избравший путь живописца еще в юности. В 1809 году оба брата поступили в Императорскую Академию художеств. В 1820 году Александр заканчивает курс досрочно и получает звание архитектора-художника. Его определяют в комиссию по постройке Исаакиевского собора, который возводился по проекту французского архитектора Огюста Монферрана.

В 1822 году Общество поощрения художников отправляет Александра и Карла Брюлловых на практику в Европу. Поначалу молодые люди жили в Мюнхене, но позже переехали в Рим. Древняя архитектура очень интересует Александра, и он часто уезжает в другие города страны. Два года он провел в Помпее, где реставрировал термы, пострадавшие от извержения вулкана. Эта работа была оценена искусствоведами самых разных стран, и Александр Брюллов получил за нее несколько почетных титулов. Известно, что в Италии Брюллов был не всецело поглощен архитектурой, а создал также много пейзажей и портретов. Работал он акварелью, что придавало особую нежность и свет его работам. Слух о его таланте портретиста дошел даже до короля Неаполя, и он также пожелал иметь у себя портрет кисти русского мастера. Позже Брюллов уехал в Париж, где в Сорбонне изучал механику и историю архитектуры. Потом он вернулся в Россию.

После приезда на родину Александр Павлович активно трудится над архитектурными проектами. По ним были возведены Михайловский театр в Санкт-Петербурге, Пулковская астрономическая обсерватория, лютеранская церковь Святых Петра и Павла и другие известные в городе и стране здания. Также он восстанавливал практически уничтоженные при пожаре залы Зимнего дворца.

Хоть Архитектура и была, по-видимому, главной страстью Александра Брюллова, его талант живописца был также очень велик. Именно благодаря ему художник написал портреты королевской семьи, находясь в Неаполе. В Риме он создал рисунок Колизея по заказу Марии Федоровны. Одна из самых знаменитых его картин — портрет супруги А. С. Пушкина Н. Н. Гончаровой, завершенный в 1832 году. Многие искусствоведы считают это полотно одной из лучших работ в акварельной технике, которыми может похвастаться русское искусство. Также это, несомненно, лучший портрет Натальи Николаевны. Александр Павлович увлекался также и литографией. К примеру в 1837 году им был написан великолепный портрет Вальтера Скотта, который Брюллов сам потом перевел на камень.

В ранний период своего творчества Александр Павлович творил в технике классических мэтров жанра. Он писал так называемой сухой манерой, похожей на многослойную корпусную живопись. Он накладывал краску очень мелкими мазками, что придавало глубину и насыщенность цвета его работам. Позже он отошел от этой техники и стал писать более легкими мазками, используя чуть желтоватую бумагу. Такой цвет основы давал отличную базу для изображения рук и лица модели. К слову, упомянутый портрет Н. Н. Гончаровой был создан именно в этот период. Сохранилось также немало карандашных рисунков мастера, в числе которых есть и иллюстрации к литературным произведениям.

Фото работ
Напишите нам!
Купим антиквариат дорого

Вы можете обратиться к нам любым удобным для Вас способом.

119034, Москва ул. Пречистенка, д. 30/2