Адливанкин Самуил Яковлевич

Самуил Яковлевич Адливанкин — известный советский монументалист, график, художник кино. В его творчестве хорошо заметны черты так называемого «левого» ответвления советской живописи. Его творчество можно достаточно отчетливо разделить на этапы, связанные с его биографией.

Художник родился в 1897 году в местечке Татарск, что в Могилевской губернии (сейчас — Смоленской области). В Могилеве окончил частную гимназию и уехал учиться в Одессу. Так как склонность к рисованию у мальчика четко наметилась уже тогда, он решил обучаться в Художественном училище. Его главным наставником был известный живописец К. К. Костанди.

Работы Адливанкина 1910-х и 1920-х годов тяготеют к беспредметности, абстрактности: в них прослеживаются черты таких направлений, как конструктивизм и кубофутуризм. Взглянем, к примеру, на «Портрет Б. А.» с его прямыми линиями и острыми углами. Его полотна выставлялись в экспозициях одесского «Общества независимых» на благотворительной выставке в ноябре-декабре 1916 года. Она проходила в стенах Городского музея изящных искусств (сейчас — Одесский художественный музей).

В 1918 году Адливанкин женится и переезжает в Москву. Там он работает вместе с В. Е. Татлиным в Государственных свободных художественных мастерских. (ГСХМ). Вскоре его командируют в Самару как уполномоченного по организации ГСХМ в Самаре. Там Адливанкин знакомится с живописцем Г. Г. Ряжским. У двух молодых художников обнаруживается много общего, и они становятся хорошими друзьями. Работа в самарских ГХСМ была сопряжена с конкретными и четкими задачами — от беспредметности в искусстве друзьям в этот период пришлось отказаться. Однако, по его же словам, работал он с большим увлечением. Так он вместе с Ряжским получил задание по росписи дома печати. Темы также были «спущены сверху»: картины Парижской коммуны, революции 1905 года, взятия Зимнего дворца. Художники нашли свое направление, совместив советский реализм и культуру современного «левого» искусства.

В 1921 году в столице создается «Новое общество живописцев» (НОЖ), в которое входили и Адливанкин с Ряжским. Они ратовали за ценность сюжетных картин, полемизировали с беспредметниками-конструктивистами. НОЖ провел одну единственную выставку в 1922 году, где можно было видеть и работы Адливанкина. В этот период художник создавал ироничные работы с отчетливым влиянием примитивизма. В этом примитивизме можно даже усмотреть черты традиционного лубочного жанра. Наиболее примечательно иллюстрируют этот период в творчестве Адливанкина работы «Портрет моих родителей», «Трамвай Б». Здесь можно отметить некую «плоскость» изображения, сочетающуюся с богатством и яркостью цвета. Однако было немало работ, где художник уделял внимание и объему. Одним из примеров будет картина «Перед отъездом на фронт».

В конце 1922 года в работах Адливанкина продолжаются поиски чего-то нового, свежего. В то время художник плотно общался с представителями Левого фронта искусств (объединение ЛЕФ), а также с самим Маяковским. Он создавал плакаты, карикатуры на политические темы и рекламную продукцию. В 1923–1928 году рисовал для издательства «Молодая гвардия». Работы этого периода отличает широкое многообразие стилистических приемов. Их набор разнится от плаката к плакату, от журнала к журналу. Черты плакатного и иллюстративного жанра хорошо прослеживаются в работах «Состязание юных авиамоделистов», «В штабе колхоза перед штурмом прорыва», «Герои у нас (ударник)». Характерные отчетливые контуры фигур, пастельные тона, объемность, достигаемая за счет игры света и тени, различных оттенков — признаки работ Адливанкина того периода.

Во время войны таланту художника также нашлось ценное применение. Его плакаты были призваны поднять боевой дух советских солдат и тружеников тыла, приблизить победу над захватчиками. После войны Адливанкин продолжил работать в сфере плакатного искусства уже для «мирных целей». Его талант всегда оставался востребован.

Фото работ
Напишите нам!
Купим антиквариат дорого

Вы можете обратиться к нам любым удобным для Вас способом.

119034, Москва ул. Пречистенка, д. 30/2