Пастель — это графическая и живописная техника, в которой для создания произведений искусства используют цветные мелки или карандаши без оправы. Пастелью также называют художественные материалы разных оттенков в форме тонкого бруска с округлым или прямоугольным сечением. Общее название техники и материалов происходит от латинского слова pasta — «тесто». Пастель — уникальная техника изобразительного искусства. С графикой ее роднит использование линий и штриховки в процессе написания картины, а с живописью — большое разнообразие выразительных возможностей.
Виды пастели
Пастель большинства разновидностей изготавливают методом прессования. Основой для ее производства служат красящий пигмент и связующее вещество. В зависимости от химического состава и свойств различают 4 основных вида пастели:- Сухая. Не содержит других ингредиентов помимо пигмента и вяжущих веществ. Легко ложится на бумагу, позволяет смешивать различные цвета для получения разнообразных оттенков. Этот материал легко смешивается с красками других типов и характеризуется повышенной устойчивостью к воздействию солнечного света. Но изображение получается весьма хрупким. Чтобы предотвратить осыпание мельчайших частичек пигмента, картину размещают за особым антибликовым стеклом в раме или покрывают специальным фиксатором.
- Масляная. В ее составе дополнительно присутствует натуральное льняное масло. Такой материал на ощупь кажется жирным. Его можно размыть специальным растворителем, а нанесенный рисунок не требует дополнительной фиксации. Масляная пастель почти не растушевывается, а ее различные цвета плохо смешиваются.
- Восковая. При ее изготовлении в бруски добавляют натуральный или искусственный воск. Такие мелки не пачкают руки, их часто используют для рисования дети, а профессиональные художники — напротив, крайне редко. С этим материалом любят работать книжные иллюстраторы, так как готовый рисунок хорошо держится на бумаге, а цвета на картинке получаются очень яркими и насыщенными.
- Акварельная. По химическому составу отличается от восковой пастели наличием особых водорастворимых компонентов. Созданный ею рисунок можно размыть с помощью воды, чтобы получить весьма достоверное акварельное изображение с тонкими цветовыми переходами и эффектом воздушности.
- Твердая. Содержит максимальное количество связующего вещества и минимальное соотношение красящего пигмента. Обычно выпускается производителями в форме прямоугольных брусков (для нанесения контуров и основных линий) или особых карандашей с пастельным стержнем (для прорисовки мелких деталей).
- Мягкая. В ее составе больше красящего пигмента. Требует крайней осторожности при использовании, так как мелки легко ломаются при сильном нажатии. Чаще всего продается в виде округлых брусков. Очень хороша для растушевки изображения.
- Ультрамягкая. Содержит минимальное количество связующего вещества, поступает в продажу в небольших баночках. Для нанесения на бумагу и смешивания цветов используют особые спонжи (аппликаторы) из поролона.
История пастели
История пастели насчитывает более 500 лет. Авторство создания этой техники принадлежит французскому художнику Жану Перреалю (Jean Perréal). Придворный живописец сопровождал короля Людовика XII в ходе военных походов и делал зарисовки важных событий. Именно Перреаль в конце XV — начале XVI века изобрел пастельный мелок на основе сухого красящего пигмента и прозрачной смолы разных видов акации (гуммиарабика). Уже к концу XVI века новый художественный материал приобрел большую популярность во Франции, а затем в Англии и Италии. Пастелью начали массово писать портреты на заказ лучшие художники того времени. Пик популярности пастельной живописи в Европе наступил в XVIII веке, когда в искусстве господствовал стиль рококо. Этому способствовала возможность создания тончайших цветовых переходов при помощи новой техники. Но постепенно масло вытеснило пастель из широкого обращения. Интерес к ней вновь пробудил в середине XIX века Эдгар Дега (Edgar Degas). Гениальный французский импрессионист изобрел новый метод растушевки. Он обрабатывал пастельный рисунок паром, а затем пальцами или кистью растирал штрихи и линии. Работы Дега произвели фурор в живописи, но к началу ХХ столетия пастельная техника снова утратила популярность. Несмотря на то, что в последующие 100 лет появились новые пастельные краски, лишь немногие художники современности предпочитают много работать с этим материалом. Но произведения старинных мастеров до сих пор завораживают ценителей искусства.Известные художники, работавшие в технике пастели
Многие известные художники использовали пастельные краски для написания картин. Одни из них всю жизнь оставались верными этой технике, другие — уделяли ей лишь небольшую часть своего времени, но добились всеобщего признания. Среди них:- Розальба Каррьера (Rosalba Carriera). Выдающаяся итальянская художница создавала очень нежные портреты знати в стиле рококо и имела оглушительный успех у парижской публики.
- Густав Лундберг (Gustaf Lundberg). Величайший художник Швеции XVIII века написал множество парадных портретов пастельными красками и при жизни нажил огромное состояние.
- Жан-Этьен Лиотар (Jean-Étienne Liotard). Швейцарский мастер живописи, автор знаменитой «Шоколадницы» был самым модным портретистом Франции в середине XVIII века.
- Эдгар Дега. Великий импрессионист по достоинству оценил воздушность пастели и научился с ее помощью изящно передавать мимолетные движения героев на своих картинах. Его «Голубые танцовщицы» переполнены тонкими цветовыми сочетаниями и богатством фактуры.
- Исаак Левитан. Гениальный русский мастер пейзажа создал несколько очаровательных шедевров пастельными красками в период 1890-1895 гг.
Информация и изображения взяты из открытых источников.