Морис Дени (Maurice Denis; родился 25 ноября 1870 года — погиб 13 ноября 1943 года) — французский художник XIX-XX веков, известный теоретик искусства. Картины Мориса Дени — яркий пример символизма в живописи. Его вдохновенное творчество, попытки осмысления философской подоплёки рисунка, нашли выражение во всех произведениях автора, от фресок и иллюстраций до многочисленных статей и дневниковых записей. Морис Дени считается одним из главных вдохновителей группы «Наби» (фр. Nabis «пророк»). В основе его изысканий лежало стремление возродить религиозный жанр, передавая посредством красок мифологические, сакральные сюжеты, мистику иносказаний, настроение, смутные ожидания и надежды. Его теоретические исследования оказали большое влияние на последующие поколения художников.
Биография Мориса Дени
Морис Дени родился во французском городе-коммуне Гранвиле, 25 ноября 1870 года. Отец его работал на железной дороге, мать оказывала услуги портнихи. Глубокая религиозность родителей повлияла на будущего художника. Он с раннего детства тянулся к познанию сути католических обрядов, восхищался игрой светотени от огня свечей, запахами церковных благовоний. Первым увлечением Мориса Дени была философия, для ознакомления с которой он поступил в престижный лицей Кондорсе (Lycée Condorcet). Во время очередных каникул, он был впечатлён коллекцией картин Лувра и выбрал Академию искусств. Отдав предпочтение живописи, он не забросил первоначального занятия, закончил два учебных заведения, став профессиональным художником и бакалавром философии. В 1890-е годы Морис Дени не только писал картины, но и работал над теорией символизма. Он присоединился к группе «Наби», созданной в 1888 году Полем Серюзье (Paul Serusier) и Пьером Боннаром (Pierre Bonnard). Тот же период свёл его с девушкой по имени Марта. Вскоре они поженились и прожили вместе без малого 30 лет, воспитав семерых детей. Середина 1890-х годов становится для молодого живописца очень плодотворной. Он пишет картины, эскизы для гобеленов, мозаичных витражей, путешествует по Италии, изучает интерьерную живопись, фрески великих мастеров, работы Рафаэля Санти (Raffaello Santi) и Микеланджело Буонарроти (Michelangelo Buonarroti). Одним из известных результатов творческих изысканий мастера можно назвать серию панно для концертного зала в особняке Ивана Абрамовича Морозова, в Москве. На них изображена мифологическая «История Психеи». К украшению стен Морис Дени добавил эскизы интерьера, мебели, керамических ваз. После Первой мировой войны, нанёсшей серьёзный урон культовым сооружениям, Морис Дени организовал «Студию духовного искусства», в которой принимал ремесленников и живописцев, готовых служить возрождению религиозных идеалов. Одновременно мастер читал лекции, выпустил сборник «Теории», переизданный трижды за ближайшие 10 лет. Мастер оставался успешным, востребованным художником и теоретиком до того момента, когда 13 ноября 1943 года вышел из своего парижского дома на привычный променад. На ближайшем углу улицы 77-летнего Мориса Дени насмерть сбила машина.Самые известные картины Мориса Дени
Картины Мориса Дени считаются ярким примером символического направления живописи. Самые известные из его работ:- «Апрель» (1892) — относится к серии, посвящённой временам года. Чувственное выражение весенней свежести, радости от пробуждения природы.
- «Путь к жизни» (1895) — витраж, выполненный по эскизам художника. Один из многочисленных сохранившихся примеров интерьерных украшений.
- «Вакх и Ариадна» (1907) — картина создана по известной легенде. Автор отошёл от античной традиции, изобразив первую встречу персонажей как пляжную сценку.
- «Фарандола» (1907) — живописное воплощение стремительного коллективного французского танца, в котором исполнители, юные девы, кружатся цепочкой, взявшись за руки.
- «История Психеи. Панно 7. Амур уносит Психею на небо» (1908) — одно из 13-ти изображений, украшающих стены музыкального зала особняка Морозова. В настоящее время оригинальный интерьер полностью восстановлен в Эрмитаже.
- «Рай» (1912) — символический взгляд на небесную жизнь. Отражает видение автора, который стремился придать своим картинам религиозность.