Фредерик Лейтон (Frederic Leighton; родился 3 декабря 1830 г. — умер 25 января 1896 г.) — британский живописец XIX века, прославившийся произведениями на тему античной культуры, портретист, крупнейший представитель академической живописи периода правления королевы Виктории. Творчество Фредерика Лейтона отражает античные сюжеты, образы из мировой литературы, исторические события прошлого. Его картины, передающие красоту женского тела, отличаются завораживающим сентиментализмом. Фредерик Лейтон — первый английский художник, удостоенный титула барона. Его работы были настолько популярны среди современников, что на протяжении всей жизни экспонировались в залах Королевской Академии — старейшей ассоциации художников Англии.
Биография Фредерика Лейтона
Фредерик Лейтон появился на свет 3 декабря 1830 года в курортном городе Скарборо (Scarborough) в семье потомственных медиков. Его отец был преподавателем медицинских наук, а дед служил при российском императорском дворе лекарем. Тяга к рисованию появилась у юного Лейтона в девятилетнем возрасте. Рано проявились и его лингвистические способности: юноша бегло говорил на нескольких европейских языках. В двенадцатилетнем возрасте он начал обучение в Берлинской академии художеств, а в 1845 году был зачислен в академию изящных искусств во Флоренции. Художник много путешествовал. Кроме регулярных поездок по Европе, он бывал в Северной Африке и на Среднем Востоке. Восточные мотивы периодически появляются в его трудах. В 1860 году Фредерик Лейтон перебрался в столицу Англии. В 1878 он был избран на должность президента Королевской академии и состоял на этом посту до последних дней, не прекращая заниматься живописью. При выборе темы произведения Фредерик Лейтон, в первую очередь, уделял внимание не сюжету, а тому эмоциональному настроению, которое можно создать с его помощью. Так, в известной работе «В саду Гесперид» он абсолютно игнорирует событие, делавшее этот миф столь популярным в обществе живописцев, — похищение золотых яблок могучим Гераклом. Его Геспериды изображены вне временных и пространственных границ. Зрителю сложно представить, что здесь, в райском месте, вообще предполагается какое-либо событие. Неподвижная «внесобытийная» атмосфера картины противоречит этому. Такой подход часто уводил Лейтона в сторону от сюжетных работ. С начала 1890-х здоровье мастера ухудшилось, но он продолжал работать. В 1896 году за день до кончины Фредерик Лейтон получил в награду титул барона. Живописец ушел из жизни 25 января 1896 года. Впоследствии его дом в Кенсингтоне (Kensington) стал музеем.Самые известные картины Фредерика Лейтона
Картины Фредерика Лейтона до настоящего времени воспринимаются зрителями как образец высокого художественного мастерства и непревзойденного профессионализма. Вот несколько лучших произведений живописца:- «Мадонна Чимабуэ» (1855) — картина, приобретенная королевой Викторией на выставке Королевской академии. Работа предельно статична. Она демонстрирует талант художника в искусстве композиции.
- «Пылающий июнь» (1859) — считается важнейшей работой мастера. «Жизнь — есть сон» — эта тема раскрывается через романтичный образ спящей девушки, олицетворяющей жаркий летний месяц. Лейтон приблизил фигуру героини вплотную к зрителю и заключил ее в тесное пространство, заполненное теплыми красками и пронизанное тайной. Справа в верхнем углу холста помещена веточка олеандра, яд которого опасен для жизни. Автор как бы намекает на незаметную грань между состоянием безмятежного сна и смертью.
- «Павония» (1869) — картина, приобретенная у Лейтона принцем Уэльским. Художник полагал, что искусство должно демонстрировать красивые вещи. На деле это убеждение воплощалось в изображении женщин в роскошных убранствах.
- «Плененная Андромаха» (1888) — картина, потребовавшая от живописца 59 рисунков и этюдов. Работа над произведением продолжалась в течение двух лет.